Условно копирайтинг можно разделить на три вида: производство контента, креативный копирайтинг и презентационный копирайтинг. Каждый из этих видов предназначен для выполнения определённого круга задач.
Контентный копирайтинг — это тексты сайтов и буклетов, рерайт уже существующих материалов, текстовые компиляции, корректура и редактура. Зачастую он оплачивается исходя из объёмов. Этот вид копирайтинга необходим, но чаще всего не требует высокой квалификации: грамотный и внятный текст (например, описание товара для сайта) может выйти из-под пера начинающего журналиста или филолога. Однако, хороший специалист находит возможность для изящной подачи даже в рамках подобных задач.
Креативный копирайтинг — то, благодаря чему пишущая братия способна продемонстрировать высший пилотаж. Это сценарии и слоганы, нейминг, дескрипторы и теглайны. Это те самые «продающие тексты». Это идея, сюжет, образ, эмоция, это картина, которая создаётся с помощью слов. Практикующие криэйторы-копирайтеры владеют определённой технологией создания текста — зачастую авторской — которая позволяет выполнять клиентские задачи, привлекать внимание читателя\зрителя\слушателя. Креативный копирайтинг – это продуцирование идей и их тонкая текстовая реализация; тот случай, когда одно слово приносит тысячи долларов.
Презентационный копирайтинг, как ясно из названия, применяется для продвижения концепций. Копирайтеры привлекаются для того, чтобы вербально презентовать заказчикам определённую идею. Это может быть фильм, дизайнерский концепт и название компании, например. Копирайтер описывает, как рождалась идея, какие задачи выполняет, как будет работать. Этот вид копирайтинга также можно назвать «стратегическим»: рекламные стратегии становятся намного понятнее, если презентованы доступным языком – и, может быть, в игровой форме. К этому виду копирайтинга отнесём и написание брендбуков.
Ясно, что это разделение весьма условное. Выполнение определённой задачи стоит конкретных денег, занимает определённое время и, возможно, требует привлечения дополнительных сил. Привлекая специалиста «с именем» для выполнения рутинной работы, вы рискуете переплатить; обращаясь к новичку с масштабным проектом, ставите дело под угрозу. В общих чертах понимая «внутреннюю кухню» профессии и специализацию того или иного мастера слова, вы используете его сильные стороны. И, конечно, большая удача для заказчика – найти «своё» агентство, в котором работает копирайтер-универсал или сложившаяся креативная группа.